Как известно, хорошая память - залог прочно усвоенных знаний, отличной успеваемости в школьные годы и вероятность успешной карьеры в зрелости. Как развить у ребенка способность к запоминанию, чтобы оказать ему настоящую, а не медвежью услугу? У каждого возраста есть свои особенности.
Елена Черненко, заведующая отделом медицинской психологии клиники «Исида».
До рождения.
Ученые доказали: запечатление сигналов окружающие среды у человека происходят еще в утробе матери! На последнем месяце беременности мамы у ожидаемого малыша работают все органы чувств: осязание, обоняние, слух, вкус. Наименее информативный из них - зрение. Будущий ребенок может улавливать разве что рассеянный свет, когда вынашивающая его женщина перемещается из тенистого места на яркое солнце. До рождения у ребенка формируется глубинная память - то, что мы не можем осознать, но при этом отлично усваиваем нервной системой.
Это объясняет многие моменты, которые прежде находились за гранью понятного. Например, почему малышей убаюкивает колыбельная с обилием шипящих, а взрослых успокаивает плеск волны, звуки подносимой к уху морской раковины? В утробе мамы человек не находится в состоянии абсолютной тишины, а слышит так называемый белый шум, создаваемый внутренними органами женщины.
Нужно.
Новейшие исследования «страны до» дают много соблазнов уже в период беременности развивать память ожидаемого ребенка. Лучшее, что можно сделать для него в это время, - оставаться самой собой и получать положительные эмоции. Существует гуморальная связь между мамой и ее будущим малышом. Для развития нервной системы чада важно, чтобы в крови его матери находилось как можно меньше стрессовых гормонов. Но и в этом случае не стоит погружать себя в вакуум полного позитива: небольшая доля гормонов стресса нужна для правильного развития головного мозга малыша.
Не нужно.
Экспериментировать с модными системами дородового развития. Наукой не доказано, что именно та или иная музыка стимулирует мозговой центр будущего ребенка. Все рекомендации по прослушиванию Баха или Моцарта основаны только на мнении авторов методик. Можно слушать любые мелодии. Тем более вредно класть наушники на живот.
Будущий ребенок находится в околоплодных водах. А вода, как известно, сильно проводит звук. Такая «дискотека» превращается в грохот и может негативно сказаться на развитии слуха ожидаемого младенца. Не имеет смысла и учить его иностранным языкам. Любой звук извне будущий ребенок воспринимает как фоновый - и слов практически не различает. По этой же причине малоэффективно «зачитывать животику» сказки.
В колыбели.
Мир для новорожденного - хаос. Малыш не способен предсказать, что с ним произойдет в следующую секунду, поскольку он ничего не знает о том «ареале», в котором оказался. В первые месяцы жизни задача ребенка - создать определенные представления об окружающей среде, построенные на запоминании тех ли иных событий.
Нужно.
Прежде всего - обеспечить малыша постоянством. Ребенок запоминает цепочку действий, когда за ним ухаживают. Например, его берут на руки, поворачивают, качают. И спустя некоторое время он способен предсказать, что с ним произойдет далее, когда, например, к нему протянут ладони. Так у него формируется система памяти. Стоит соблюдать эту последовательность. И самое главное, сделать так, чтобы за новорожденным ухаживал один человек. В идеале - это мама.
Стоит ли говорить с ним ради того, чтобы он осваивал родной язык? Пока психологи не установили, с какого времени маленький человек начинает понимать речь. Условно считается, что языковой этап стартует гораздо позже - приблизительно к двум годам, когда малыш начинает говорить фразами. По версии французского психоаналитика Франсуазы Дальто, человек с самого рождения - языковое существо.
Все сложные и травмирующие ситуации, с ним нужно проговаривать. Это предположение еще и не доказано, и не опровергнуто. Но, по мнению нашего консультанта, диалог с новорожденным принесет только пользу. Во-первых, он поможет самой маме - ребенок почувствует, что улучшилось ее настроение и будет себя ощущать более защищенным. А во-вторых, если предположение Дальто имеет рациональное зерно, и малыш поймет хотя бы 10% сказанного - это пойдет ему во благо.
Не нужно.
Создавать вокруг новорожденного карусель и приглашать к нему несколько помощников. Ребенку трудно будет упорядочить окружающую среду - стало быть, что-то запомнить в ней. Это означает, что важная для ориентации в настоящем мире система «память-предсказание» сформируется у него позже, чем нужно. Нет необходимости и окружать его большим количеством погремушек.
Игрушкой для ребенка может быть нечто, в сознании взрослых забавой вовсе не являющееся. Это и луч света, попавший на занавеску, и картинка на стене, и пестрая вазочка. Стоит сохранять окружающую обстановку, не меняя ее. Малыш открывает глаза, видит предмет, останавливает на нем взгляд. На следующий день ситуация повторяется. Через какое-то время уже будет сам искать его взглядом! Ошибка родителей - поддавшись советам некоторых экспериментаторов, окружать малыша ежедневно чем-то новым. Это внесет беспорядок в мироощущение малыша и нарушит у него становление системы памяти.
До школы.
Конечно, каждый год для маленького ребенка - это целая эпоха. Но между малышами от одного до семи лет есть одно общее: воспринимать абстрактную информацию мозг ребенка полностью готов приблизительно к семи годам. Задача дошкольника - накопить фактический материал.
Ребенку нужно увидеть как можно больше птичек, собачек, потрогать как можно больше поверхностей. Это необходимо для того, чтобы у него сформировались так называемые инвариантные представления об окружающем мире. Ребенок, у которого такие инвариантные образы сформированы, может читать эти абстрактные символы и представлять, о чем речь. Поэтому развитие памяти всех детей до семи лет основывается на потребности познавать конкретные образы мира.
Нужно.
Непосредственное общение с ребенком, прогулки с рассказами о происходящем вокруг, чтение ему сказок, раскрытие творческого потенциала наследника - рисование, лепка из пластилина. С малышами от трех лет для тренировки памяти полезно разучивать стихи.
Немаловажное значение имеют игрушки и игры. Хороший вариант - если это будет постоянный набор игрушек, к которому ребенок привыкнет и запомнит, как с ним играть. Полезно и соблюдать режим: чтобы с ребенком в одно и то же время гуляли или читали книжку. Малыш будет лучше чувствовать время. Это более поспособствует дальнейшему становлению системы «память-предсказание», нежели у ребенка, живущего в полном хаосе.
Не нужно.
Форсировать события. Не стоит отдавать 1-2-летнего ребенка в группу раннего развития, где уже учат читать и писать. Малыш, конечно, сможет заучить буквы и цифры, но это запоминание будет механическим и вряд ли закрепится в его сознании. Знание букв в таком возрасте, скорее, удовлетворит тщеславие родителей, но не простимулирует память.
Такой штурм способен нанести вред: ребенок недоберет фактического материала, а это в дальнейшем может сказаться на его интеллектуальном развитии. Что касается детей постарше, здесь стоит ориентироваться на желание ребенка. Если 4-5-летний малыш сам проявит интерес к буквам и цифрам, можно его учить. Но в легкой игровой форме и без ориентации на результат.
Ученики.
Приблизительно с семи лет у ребенка полностью сформированы мозговые центры, отвечающие за восприятие абстракций, и включается логика.
Нужно.
Как ни странно, но когда мозг ребенка готов воспринимать абстрактные символы, родители резко меняют тактику и стараются оградить свое чадо от лишней, по их мнению, нагрузки. Не считают нужным, чтобы наследник учил наизусть стихи. А ведь именно стихотворения - превосходный тренажер памяти. Правильно - «разбудить» у ребенка желание учить тексты, цифры, таблицу умножения. Желательно показать ему мотивацию. Например, «будешь много учить - много узнаешь - поступишь в вуз - будешь успешным».
Отсутствие мотивации к знаниям психологи считают основной причиной того, что современные школьники не желают усваивать новый материал. Стоит прививать ребенку любовь к другому непопулярному нынче виду занятий - чтению. «Живое» чтение рассказов и романов - универсальное средство для развития памяти. Важно, чтобы ребенок не только читал, но и пересказывал текст. Следует проследить, как работает зрительная, слуховая, двигательная память. Для успешной учебы и вообще адаптации в этом мире важнее, чтобы между ними был баланс. Если ребенок лучше воспринимает слуховую информацию, нежели зрительную, стоит делать с ним особые упражнение на развитие «ослабленной» памяти. Можно обратиться за помощью к специалисту. И, конечно, следует играть в соответствующие возрасту развивающие игры, делать с ребенком особые упражнения для стимуляции памяти, при необходимости - записать на курсы эйдетики.
Не нужно.
Обеспечивать школьника шпаргалками в виде линеек, тетрадок с формулами. А вот ограничить его доступ к Интернету следует. Легкодоступность информации «задушит» мотивацию к запоминанию чего-либо. Сначала нужно выработать у него интерес к получению знаний, а затем уже приобщать его к таинствам Googla.
Переходный возраст.
Существенное отличие отроков от младших школьников: они становятся более самостоятельными и вырабатывают свою систему запоминания. Они могут управлять вниманием и концентрировать его на том, что им действительно интересно. Восприятие информации делает переход от механического к осознанному. Память подростков становится более осмысленной. По сути, в период примерно с 13 до 16 лет у «гадких утят» формируется вполне «взрослая» память.
Нужно.
Продолжать курс на запоминание наследником формул, стихов и теорем. Также обращать внимание на его эмоциональное и физическое самочувствие. Гормональная перестройка сама по себе не тормозит память. Однако такие метаморфозы с телом для подрастающей личности - стресс. Эти встряски нередко приводят к пресловутой порчи характера у отроков. По этой причине у некоторых подростков может возникнуть рассеянность. Можно делать специальные упражнения, способствующие концентрации внимания на всем. И, конечно, поддерживать с ним эмоциональный контакт - важный для ребенка в любом возрасте.
Не нужно.
Ограничивать его самостоятельность, заставлять, угрожать. Такое поведение вызовет ответную реакцию протеста - у подростка пропадет мотивация к получению знаний. Атмосфера любви и гармонии - и возникшие трудности вполне реально преодолеть.
За партой.
Многие заболевания снижают память и могут в целом отрицательно сказаться на интеллектуальном развитии. Необходимо следить за здоровьем ребенка в любом возрасте. И при необходимости снизить нагрузку, ведь к возникновению таких болезней нередко приводит перегрузка в учебе.
Внимание, шестилетки!
Примета времени - сажать ребенка за парту в шесть лет. Психологи возражают против этого. И не только с точки зрения развития памяти. Конечно, все дети разные. Есть малыши, уже и в пять лет готовые воспринимать абстрактную информацию. Готовность к школе определяется и другими параметрами - например, насколько ребенок может слушать учителя. Если отдать дитя в школу раньше времени, это приведет к появлению психологических комплексов. Также он недоберет нужный ему запас конкретных впечатлений – и в дальнейшем это отразится на его способности запоминать. Особенно осторожно в первый класс нужно отдавать детей, которые только подошли к шестилетнему рубежу. Если тестирование показало: сын или дочь к школе не готовы, не стоит заставлять его в срочном порядке осваивать недостающий материал. Правильно дать ему год - необходимый для его нормального развития.